Деятельность Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики направлена на создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан Чувашской Республики, обеспечение реализации государственной жилищной политики, создание условий для осуществления гражданами права на жилище и улучшение качества предоставляемых населению жилищных, коммунальных услуг и содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в жилищно-коммунальной сфере.
Главной задачей Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики является осуществление на территории Чувашской Республики государственного, а с 1 мая 2015 года и лицензионного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
Государственный контроль за ходом подготовки жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики к эксплуатации в отопительном сезоне 2014/2015 годов Госжилинспекцией Чувашии осуществлялся в соответствии с Планом мероприятий по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2014/2015 года, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2014г. №170 «Об обеспечении устойчивой работы топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период 2014/2015 года» и требованиями действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики.
Согласно разработанному и утвержденному Госжилинспекцией Чувашии графику во всех муниципальных городских округах и районах Чувашской Республики было проведено 230 мероприятий по государственному контролю.
В рамках контрольных мероприятий обследовано техническое состояние жилых домов общей площадью около 9450 тыс. кв. м.
Основной акцент при проведении внеплановых мероприятий делался на выполнение управляющих организаций на подготовку многоквартирных домов к эксплуатации в зимний период. Так, зачастую, инспекторами выявлялись факты ненадлежащего содержания общего имущества жилых домов: отсутствовала или находилась в неудовлетворительном техническом состоянии тепловая изоляция трубопроводов систем отопления и горячего в неотапливаемых помещениях, отсутствия двойного остекления на лестничных клетках, неудовлетворительное состояние отмостков, кровли. При этом, как правило, данные виды работ не были включены в планы работ управляющих компаний.
По результатам проверок было выдано 222 предписания, в отношении должностных и юридических лиц возбуждены 50 административных дел, в том числе и по ч. 1 ст. 19.5 за неисполнение ранее выданных предписаний.
Также по результатам проведенных мероприятий было установлено, что не на должном уровне организована работа по контролю за подготовкой к отопительному сезону со стороны органов местного самоуправления. Со стороны администрации г. Канаш, г. Чебоксары, г. Новочебоксарск не ведется контроль за ходом подготовки к отопительному сезону за многоквартирными домами, управляемыми ТСЖ и домами с непосредственной формой управления. Также недостаточно организованы работы по подготовке к отопительному сезону объектов, осуществляющих теплоснабжение многоквартирных. В частности, администрацией Чебоксарском района своевременно не были заключены договора на эксплуатацию 7-ми муниципальных котельных на отопительный сезон 2014/2015г.г.
Несвоевременно были завершены по переводу систем отопления с центрального на индивидуальное по следующим районам: Батыревскому (дом № 173 по улице Советская), Порецкому (многоквартирные дома №№ 67, 83 по улице Ленина и дом № 137 по улице Ульянова), Чебоксарскому (поселок Кугеси, улица 30 лет Победы, д. 1г.), Цивильскому (улица Куйбышева, дома №№ 1а, 1б, 4, 6, 8, 13, 16; улица Чкалова, дома №№ 14, 18; улица Гагарина, дома №№ 4, 6, 13, 14, 15, 16, 16а; улица Терешковой, дома №№ 12, 14; улица Силантьева, дома №№ 2, 6; улица П. Иванова, дом № 5а/1; улица Юбилейная, дом № 13/1); Канашскому (домах 6, 6А, 11, 19 по улице 40 лет Победы с. Шихазаны; дом № 8 по улице В.П. Епифанова с. Шихазаны).
При значительном понижении среднесуточной температуры наружного воздуха муниципальными районами и городскими округами были приняты нормативные акты о начале отопительного сезона в период с 25 сентября по 4 октября. Основной пуск тепла по республике был осуществлен 1 октября 2014 г.
Подача теплоносителя в многоквартирные дома с центральным отоплением и работы по регулировки внутридомовых систем отопления в многоквартирных домах были осуществлены в полном объеме во всех муниципальных образованиях республики к 17 октября 2014 г.
В период отопительного сезона 2014-2015 гг. Госжилинспекцией Чувашии в отношении управляющих компании и ресурсоснабжающих организаций было проведено 609 внеплановых выездных проверок, из них 408 по городам Чебоксары и Новочебоксарск. По результатам которых, было выдано 553 предписания, к административной ответственности за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества в части отопления и горячего водоснабжения были привлечены 5 юридических лиц и 61 должностное лицо, на общую сумму штрафа 56500 рублей
Основными нарушениями, выявленными в ходе контрольно-надзорных мероприятий, было не соблюдение температурного режима в жилых помещениях многоквартирных домов и несоответствие температуры горячей воды в квартирах.
Необходимо отметить, что 25% (всего 3391 за сезон) обращений по вопросу низкой температуры воздуха в жилых помещениях поступили в адрес инспекции в течение первого месяца с момента подачи теплоносителя.
В целом основными объективными причинами несвоевременного теплоснабжения являлись завоздушивание систем отопления, неравномерный прогрев отопительных приборов из-за отсутствия перепада давления в трубопроводах систем отопления на вводах и выходах в многоквартирные дома. В некоторых случаях причиной послужили аварийные ситуации на инженерных сетях, как на внутридомовых, так и уличных магистральных сетях. Так, например, в течении 13 октября 2014 года по причине разрыва магистрального трубопровода теплоснабжение следующих многоквартирных домов: №№ 47, 49 по улице Сурская, №№ 59, 61 по улице Щербакова, № 56 по улице Ломоносова в городе Шумерля.
Большинство заявлений по фактам не соответствия температуры горячей воды и воздуха в квартирах поступали из таких крупных населенных пунктов как: г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, г. Канаш, г. Шумерля, г. Алатырь.
В городах Чебоксары и Новочебоксарск нарушения режимов предоставления коммунальных услуг было устранены в рамках осуществления пуско-наладочных работ.
В г. Шумерля 355 многоквартирных домов до 10 октября 2014 года были без тепла, в связи с имеющейся и ресурсоснабжающей МУП «Теплоэнерго» задолженности за потребленный природный газ. В апреле текущего года в многоквартирные дома на территории города Алатырь и Алатырского района из-за аварийных работ на магистральном газопроводе в Ардатовском районе Республики Мордовия.
В целом по оценке Госжилинспекции Чувашии отопительный сезон в Чувашской Республике прошел в штатном режиме. Имевшие место единичные аварийные ситуации оперативными аварийными службами ресурсоснабжающих и обслуживающих жилищный фонд организациями устранялись в нормативные сроки.
В настоящее время в соответствии с Планом мероприятий по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2015/2016 гг., утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.05.2015г. № 183, Госжилинспекцией Чувашии разработан и утвержден график проведения контрольных мероприятий по проверке готовности жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2015-2016г.г., а также выполнения всего объема подготовительных работ в многоквартирных для безаварийного функционирования.
Заслушав и обсудив доклад заместителя руководителя Госжилинспекции Чувашии Кочеткова Виктора Владимировича «Об итогах прохождения отопительного сезона 2014-2015 гг.», коллегия Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики решила:
1. Доклад заместителя руководителя Госжилинспекции Чувашии Кочеткова Виктора Владимировича «Об итогах прохождения отопительного сезона 2014-2015 гг.» принять к сведению.
2. Отметить, что в целом отопительный период 2014-2015 г.г. в Чувашской Республике прошел в штатном режиме
3. В целях оценки готовности управляющих организаций, ТСЖ, ЖК и ЖСК к отопительному периоду 2015-2016 г.г. проверить соблюдение ими требований, установленных пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 (зарегистрирован в Минюсте России 24.04.2013 N 28269):
- отделу государственного жилищного надзора (Исаеву Г.А.):
1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;
3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;
4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;
5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;
6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;
7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;
8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;
9) работоспособность защиты систем теплопотребления;
10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;
12) плотность оборудования тепловых пунктов;
13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;
14) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;
15) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;
16) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии
- отделу контроля платежей за жилищно-коммунальные услуги (Кошелевой Г.А.) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
4. Сектору организационной работы и контроля (Петрову Е.Г.) осуществлять постоянное освещение на официальном сайте Госжилинспекции Чувашии и Портале ЖКХ Чувашской Республики сведений о фактах нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства,выявленных в результате проведения надзорных и контрольных мероприятий, и применяемых Госжилинспекцией Чувашии мерах административного воздействия.
5. Рекомендовать собственникам и управляющим организациям, ТСЖ, ЖК и ЖСК в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности оснащать терморегуляторами отопительную систему многоквартирных домов.
6. Рекомендовать ресурсоснабжающим и управляющим организациям в зоне своей эксплуатационной ответственности соблюдать температуру горячей воды в точке водоразбора установленным требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
7. Рекомендовать ресурсоснабжающим организациям сообщать в Госжилинспекцию Чувашии сведения о фактах выхода из строя общедомовых приборов учета.
8. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителей руководителя Госжилинспекции Чувашии Кочеткова В.В. и Миронову Е.В.