I. Перечень функций государственного контроля (надзора), сведения о количестве и результатах исполнения которых учитывается при заполнении формы федерального статического наблюдения № 1-контроль.
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора - деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - фонд капитального ремонта), созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Основными задачами Инспекции являются:
осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Чувашской Республики, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики;
осуществление регионального государственного жилищного надзора;
осуществление контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
- Осуществляет контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
- Осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением:
а) обязательных требований к:
- жилым помещениям, их использованию и содержанию;
- содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
- порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
- порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
- учету жилищного фонда;
- порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
- определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- управлению многоквартирными домами;
- выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
- раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
- созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
- предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
- определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
- обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
- деятельности регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- формированию фондов капитального ремонта;
б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
- Составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
II. Наименование нормативно-правовых актов.
В своей деятельности Госжилинспекция Чувашии руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2008 г. № 117-ФЗ;
- Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
- Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;
- Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»;
- постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»
- постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре»
- приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 апреля 2012 г. № 162 «Об утверждении порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;
- постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2014 № 927 «О главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации и порядке согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»;
- Конституцией Чувашской Республики;
- Законом Чувашской Республики от 3 октября 2012 г. № 58 «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Чувашской Республики с органами муниципального жилищного контроля»;
- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2010 г. № 327 «Вопросы Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики»
- постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 октября 2013 г. № 416 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Чувашской Республики»;
- постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2014 № 435 «О лицензионной комиссии Чувашской Республики по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
III. Показатели государственного контроля (надзора).
Госжилинспекцией Чувашии в 2014 г. всего проведено 2258 мероприятий по контролю, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений участниками жилищных отношений требований жилищного законодательства, в том числе 2205 внеплановых проверок.
По результатам проведенных мероприятий по контролю выдано 1903 предписания на устранение выявленных нарушений. Также 7100 предписаний выдано физическим лицам - собственникам помещений на предмет установки индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов и ввод их в эксплуатацию. По результатам проверок возбуждено 406 дел об административных правонарушениях. За нарушения жилищного законодательства наложены административные штрафы на сумму 3179,5 тыс. рублей.
В 2014 году в адрес инспекции поступило 5938 письменных обращений граждан на предмет проведения контрольных мероприятий по пресечению допускаемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖК и ЖСК, ресурсоснабжающими организациями нарушений требований правил технической эксплуатации жилищного фонда, предоставления коммунальных услуг, начислении платежей за жилищно-коммунальные услуги, а также 1072 обращения от юридических лиц.
В рамках осуществления государственного жилищного надзора Госжилинспекцией Чувашии регулярно проводился мониторинг на предмет соблюдения требований Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2011г. №731, управляющим организациями.
Установлены нарушения размещения информации об управлении МКД в сети интернет 36 управляющими компаниями и 14 ТСЖ.
За отчетный период инспекцией проведено 744 внеплановых мероприятий на предмет проверки правильности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
На устранение нарушений порядка начисления платежей исполнителям коммунальных услуг выдано 540 предписаний, а материалы проверок в отношении ООО УК «Уют», ООО «Вертикаль», ЗАО «Южный», ООО ЧНПЦ «Интех» направлены в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике для возбуждения дел об административных правонарушениях по статьям 14.6 и 14.8 КоАП РФ.
По результатам проверок порядка расчета платы за жилищно-коммунальные услуги выявлены основные нарушения Правил № 354, в том числе:
- нарушения п.69, 70, 71 Правил № 354, Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. в части ненадлежащего оформления платежных документов за жилищно-коммунальные услуги;
- нарушений п.п. 44-47 Правил №354 при начислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН в многоквартирных жилых домах, а также в нежилых помещениях, расположенных в этих многоквартирных домах.
Основное количество нарушений выявлено при проведении корректировки платы за отопление, проведенных управляющими организациями в соответствии с п.21, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307.
В рамках мероприятий по мониторингу Госжилинспекцией Чувашии в соответствии с Порядком проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики, утвержденным Кабинетом Министров Чувашской Республики от 14 августа 2013г. № 317 проведено техническое обследование конструктивных элементов и инженерных сетей в многоквартирных домах, распложенных на территории Чувашской Республики и включенных в краткосрочную программу капитального ремонта на 2014 - 2015 годы, по 1400 адресам утвержденного перечня, по поступившим обращениям граждан 56 домов.
В рамках регионального государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения требований жилищного законодательства при выборе способа управления МКД, создания ТСЖ и другим правовым вопросам за первое полугодие 2014 г. проведено 144 плановых и внеплановых документарных проверок.
В рамках регионального государственного жилищного надзора проверены 104 юридических лица, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, из них:
- 45 управляющих компаний на предмет правомерности управления 193 многоквартирными домами, утверждения общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров управления многоквартирными домами и их заключения;
- 8 управляющих организаций на предмет применения в 19 многоквартирных домах утвержденных общими собраниями собственников помещений размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома;
- 51 товариществ собственников жилья на предмет правомерности принятия собственниками помещений решений о создании ТСЖ, избрании председателей правления ТСЖ и других членов правления товарищества, соответствия уставов ТСЖ, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации.
В процессе проведения надзорных мероприятий установлены следующие нарушения:
- 5 управляющие организации не предоставили либо несвоевременно представили уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (нарушение ст. 8 ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; п. 5.5 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584);
- выявлены нарушения порядка проведения общих собраний собственников помещений в 98 многоквартирных домах по выбору способа управления многоквартирным домом (нарушение требований ст.ст. 45-48 ЖК РФ);
- нарушений порядка заключения 33 управляющими организациями договора управления многоквартирными домами (ч.1 ст.162 ЖК РФ);
- нарушение порядка утверждения размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в 18 многоквартирных домах;
- 6 ТСЖ созданы с нарушением порядка принятия собственниками помещений в МКД решений о создании товарищества собственников жилья;
- в 24 ТСЖ уставы не соответствуют требованиями ЖК РФ (123-ФЗ);
- 7 ТСЖ не ведут реестра членов ТСЖ;
- в 1 ТСЖ число голосов членов ТСЖ составляет менее 50% от общего количества голосов многоквартирного дома;
- в 14 ТСЖ правление товарищества собственников жилья осуществляет деятельность по истечении срока избрания или без подтверждения своих полномочий (п. 2 ст. 147 ЖК РФ).
В процессе систематического наблюдения и анализа за исполнением юридическими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, установлено:
- неисполнение установленной пунктом 9 статьи 138 Жилищного кодекса РФ обязанности товариществ собственников жилья направлять копию реестра в Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики. Руководствуясь статьей 20 Жилищного кодекса РФ, в адрес 209 ТСЖ вынесено предписание о прекращении нарушений обязательных требований
- 20 управляющих компаний и 14 ТСЖ нарушили Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010г. № 731 в части размещения информации об управлении МКД в сети интернет.
Всего по выявленным нарушениям отделом выдано 307 предписаний.
Возбуждено 119 дел об административных правонарушениях, из них – 57 протокол на юридических лиц, 60 – на должностных лиц, 2 – на физических лиц.
Всего по административным делам, возбужденным отделом правовой и кадровой работы наложено штрафов на сумму 245100 (двести сорок пять тысяч сто) рублей.
Всего с начала 2014г. рассмотрено в судах общей юрисдикции с участием специалистов правового отдела Госжилинспекцией Чувашии 61 гражданских дела, из них 10 судебных дел по искам Госжилинспекции:
- удовлетворены заявления о ликвидации 2 ТСЖ: ТСЖ "Заря", г. Новочебоксарск; ТСЖ "Д 13», г. Чебоксары;
- признаны недействительными решения общих собраний собственников помещений в 6 МКД: бул. Юности, д.3; ул. Гузовского, 13; ул. Болгарстроя, 13; ул. Ленинского Комсомола, 5 г.Чебоксары; Комиссариатская,77 и Московская, 118 (г. Алатырь).
В настоящее время в производстве суда находятся 2 гражданских дела по искам Госжилинспекции о признании недействительными решений общих собраний собственников помещений в 1 многоквартирном доме: бул. Миттова,2 (ТСЖ «Шанс») и к Обуховой Н.Б. о возложении обязанности демонтировать металлическую перегородку и привести лестничную клетку в первоначальное состояние.
В районных судах и арбитражном суде рассмотрены 82 жалоба по вынесенным ГЖИ ЧР постановлениям о привлечении к административной ответственности.
С участием специалистов отдела правовой и кадровой работы Госжилинспекции Чувашии рассмотрено в Арбитражном суде ЧР 41 дело о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений ГЖИ (актов проверок, предписаний) и других административных органов (УФАС, Роспотребнадзор) незаконными.