1.Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики (далее – Инспекция) в своей деятельности руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ;
- Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Федеральным законом от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»;
- постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
- постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. № 489 «Об утверждении M12293 0 90222398800000001647485381Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;
- постановлением Правительства РФ от 23.09.2010г .№731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
- Конституцией Чувашской Республики;
- Законом Чувашской Республики от 03.10.2012 N 58 "О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Чувашской Республики с органами муниципального жилищного контроля";
- постановлением Правительства Чувашской Республики от 5 октября 2010 г. № 327 «Вопросы Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики»;
- иными нормативными актами Российской Федерации и Чувашской Республики.
Таким образом, необходимое нормативное правовое регулирование осуществлено.
Однако, имеются следующие проблемные моменты, связанные с необходимостью правового урегулирования вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора на федеральном уровне:
1. Часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ (далее - Кодекс) позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В настоящее время такая редакция правовой нормы привела к тому, что на рынке ЖКХ происходит рейдерский захват жилых домов управляющими организациями.
Считаем необходимым дополнить часть 8.2. статьи 162 Кодекса исчерпывающим перечнем оснований, при наличии которых возможно досрочное расторжение договора управления.
2. С 1 сентября 2012 г. вступили в действие новые Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354). Правилами №354 не регламентирован порядок начисления платы за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды при оснащении многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной и (или) горячей воды и отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета отведенных сточных вод.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, установленный пунктом 48 Правил, распространяется и на услугу по водоотведению. При этом расчет объема (количества) коммунального ресурса по водоотведению, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, производится не как сумма объемов холодной и горячей воды, потребленных в доме, а исходя из утвержденного норматива потребления.
Таким образом, принцип равенства объема пропущенных сточных вод с суммарным объемом потребленных холодной и горячей воды сохранен лишь для расчета размера платы за водоотведение в жилых и нежилых помещениях.
Практика показывает, что в домах, оснащенных общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды, нормативный объем коммунальной услуги по водоотведению значительно превышает суммарный объем фактически потребленных коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению.
Предлагается внести изменения в Правила № 354, предусматривающие определение размера платы за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения на общедомовые нужды пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета, а в жилом помещении, не оборудованном прибором учета, - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 №1149 внесены изменения в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520, в соответствии с которыми органы регулирования устанавливают следующие тарифы на горячую воду. Тарифы установлены, но на сегодняшний день осуществлять расчеты исходя из установленных тарифов невозможно, так как отсутствует:
порядок установления норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяющий расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению исходя из тарифов на горячую воду, установленных в закрытой и открытой системах горячего водоснабжения.
Предлагается ускорить внесение изменений:
в Правилаустановления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, дополнив их порядком установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения;
в Правила № 354, дополнив их порядком расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению исходя из тарифов на горячую воду, установленных с учетом изменений, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. № 1149 «О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
2.Организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора (далее – надзор) за соблюдением требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Выполнение функций Инспекция осуществляет во взаимодействии с федеральными органами государственной власти Российской Федерации и их территориальными органами, с органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики, а также юридическими лицами и гражданами.
Основными задачами Инспекции являются:
осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Чувашской Республики, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики;
осуществление регионального государственного жилищного надзора;
осуществление контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
-разрабатывает проекты законов Чувашской Республики, указов и распоряжений Главы Чувашской Республики, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции;
- разрабатывает для органов исполнительной власти Чувашской Республики предложения к проектам законов и иных правовых актов Чувашской Республики, касающиеся вопросов, отнесенных к компетенции Инспекции;
- заключает соглашения и договоры, протоколы о сотрудничестве и взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции, контролирует их выполнение.
- осуществляет контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
- осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением обязательных требований, в том числе:
требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами;
правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
порядка предоставления коммунальных услуг;
требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
- составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике";
подготавливает доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) и представляет его в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики;
-осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
-разрабатывает предложения для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Чувашской Республики по награждению работников государственными наградами Российской Федерации и Чувашской Республики, почетными грамотами, благодарностями;
-разрабатывает для средств массовой информации, размещает в сети Интернет информацию о деятельности Инспекции;
-готовит ответы на поступившие в Инспекцию обращения и письма граждан и организаций;
-оказывает бесплатную юридическую помощь:
гражданам в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции, в соответствии с Законом Чувашской Республики "О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;
гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, указанным в статье 6 Закона Чувашской Республики "О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике", в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляет интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях защиты прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг) с учетом положений статьи 8 указанного Закона;
-осуществляет правовое информирование и правовое просвещение населения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации";
- осуществляет мониторинг правоприменения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, мониторинг правоприменения законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики в установленной сфере деятельности.
Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Чувашской Республики по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией.
3. Финансовое и кадровое обеспечение
Финансовое обеспечение исполнения Инспекцией функций в сфере регионального государственного жилищного надзора производится за счет средств бюджета Чувашской Республики.
Бюджетные средства выделяются на содержание аппарата Инспекции. Плановые бюджетные ассигнования на содержание аппарата в 2012 году составили 16, 02 млн. руб., фактическое исполнение – 14, 79млн. руб. (92,32%).
Функции по региональному государственному жилищному надзору выполняются государственными гражданскими служащими, в том числе:
- руководителем Инспекции – главным государственным жилищным инспектором Чувашской Республики;
- заместителем руководителя – заместителем главного государственного жилищного инспектора Чувашской Республики;
- начальником отдела государственного жилищного надзора – старшим государственным жилищным инспектором Чувашской Республики;
- консультантом отдела государственного жилищного надзора – государственным жилищным инспектором Чувашской Республики;
- старшим государственным жилищным инспектором Чувашской Республики;
- начальником отдела технического контроля за состоянием жилищного фонда– государственным жилищным инспектором Чувашской Республики;
- консультантом отдела технического контроля за состоянием жилищного фонда – государственным жилищным инспектором Чувашской Республики;
- старшим государственным жилищным инспектором Чувашской Республики;
- начальником отдела правовой и кадровой работы - старшим государственным жилищным инспектором Чувашской Республики;
- главным специалистом - экспертом отдела правовой и кадровой работы - государственным жилищным инспектором Чувашской Республики;
- начальником отдела контроля платежей за жилищно-коммунальные услуги - старшим государственным жилищным инспектором Чувашской Республики;
- старшим государственным жилищным инспектором Чувашской Республики.
Все специалисты, осуществляющие мероприятия по региональному государственному жилищному надзору имеют высшее профессиональное образование. Квалификация специалистов соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным должностям. Повышение квалификации специалистов инспекторского отдела проводится своевременно.
В среднем нагрузка на 1 инспектора в 2012 году составила 76 проверок в год.
В 2012 г. в адрес Госжилинспекции Чувашии поступило 4091 обращение граждан, что на 912 обращений больше, чем в 2011 году и на 1434 – чем в 2010 году. По каждому из таких обращений требовалось провести внеплановые мероприятия по надзору (контролю), в рамках которых проводился осмотр жилищного фонда и глубоко изучались финансовые, технические и иные документы.
С учетом значительного количества и постоянного роста обращений граждан с жалобами на управляющие компании (ТСЖ, ЖК и ЖСК) Госжилинспекция Чувашии испытывает недостаток в количестве штатных единиц.
К работе Инспекции эксперты и представители экспертных организаций при проведении проверок не привлекались.
4. Проведение государственного надзора
Госжилинспекцией Чувашии в 2012 году проведено 1445плановых и внеплановых мероприятий по государственному контролю, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений участниками жилищных отношений требований жилищного законодательства при использовании жилищного фонда и по обеспечению его сохранности независимо от формы собственности. Проверено техническое состояние жилых домов общей площадью 28623 тыс. кв.м. Выявлено 4450 нарушений требований жилищного законодательства, в том числе 3190 нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, 553 нарушения правил пользования жилыми помещениями, 707 нарушений нормативного уровня и режима предоставления населению коммунальных услуг.
По вопросам ненадлежащего исполнения требований жилищного законодательства, выполнения договоров управления многоквартирными домами в 2012 году в адрес Госжилинспекции Чувашии поступило 4091 письменных обращений граждан, что на 25% больше чем в 2011 году (3281).
Госжилинспекцией Чувашии в 2012 году совместно с органами прокуратуры Чувашской Республики проведена проверка деятельности 49 управляющих компаний, имевших по состоянию на 01 апреля 2012 года 2-х и более месячную задолженность перед ресурсоснабжающими организациями.
Проведенными проверками выявлены факты нарушений порядка начисления платежей населению за коммунальные услуги по 17 управляющим компаниям, еще 18 управляющих компаний допускали финансовые нарушения перед ресурсоснабжающими организациями. При этом собранные от населения платежи не в полном объеме перечислялись ресурсоснабжающим организациям, что приводило к появлению просроченной задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.
5. Анализ и оценка эффективности государственного жилищного надзора
Выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок (в процентах от общего количества запланированных проверок) – 100%;
доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок) – 99,6%;
доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) – 0,05%;
доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц) – 0%;
доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) – 0%;
доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц) – 0%;
доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) – 73,77%;
доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения) – 22,63%;
доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания, в том числе по видам наказаний (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения) – 13,70%, в т.ч. административный штраф – 99,49, предупреждение – 0,51%;
доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения) – 0%;
доля заявлений Инспекции, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых проверок, в согласовании которых было отказано в связи с нарушением порядка и отсутствием оснований для проведения таких проверок (в процентах от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений) – 0%;
доля проверок, проведенных Инспекцией с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Инспекции, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок) – 0,21%.
В 2012 году по сравнению с предыдущим годом возросло:
- на 25,00 % количество обращений;
- на 5,61 % количество обследованной площади жилищного фонда;
- на 54,05% количество выданных предписаний;
- на 43,12 % количество составленных протоколов об административных правонарушениях;
- на 62,56 % количество предъявленных штрафных санкций.
Увеличение показателей по сравнению с предыдущим годом вызвано значительным расширением полномочий Инспекции Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ.
Статистическая информация по форме № 1, утвержденная Приказом Госстроя России от 20.04.1998 № 17-89, направляется ежеквартально в главную государственную жилищную инспекцию РФ.
6. Действия по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
По результатам проведенных мероприятий по контролю выдано 2507 предписаний на устранение выявленных нарушений, составлено 327 протоколов об административных правонарушениях. За нарушения жилищного законодательства 226 должностных и 60 юридических лиц привлечены к административной ответственности на сумму 3516,5 тыс.рублей.
Возбуждено 48 исполнительных производств.
7. Выводы и предложения по результатам государственногоконтроля (надзора), муниципального контроля
Региональный государственный жилищный надзор в Чувашской Республике осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в полном объеме. Предложения по совершенствованию нормативно - правового регулирования содержатся в разделе 1. «Состояние нормативно-правового регулирования».
Вместе с тем, имеются следующие предложения по изменению действующего законодательства.
Часть 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ обязывает товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), наравне с организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, обеспечивать свободный доступ к информации об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731.
Статья 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение требований законодательства о раскрытии информации только в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
Товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы не являются субъектами данного правонарушения, что подтверждает многочисленная судебная практика.
Поэтому считаем необходимым внести соответствующие изменения в часть 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.